![]() |
Глоссарий eLearning |

LWCL – IBM Lotus Workplace Collaborative Learning – программная платформа дистанционного обучения.
Администратор учебного процесса – организатор учебного процесса, в задачи которого входит формирование учебных групп, назначение тьюторов, решение вопросов перевода в другие группы, приостановки обучения и других организационных вопросов, а также взаимодействие со студентами по вопросам организации обучения.
График контрольных мероприятий – структурная часть руководства по изучению курса (таблица), в которой указаны все виды контрольных мероприятий и сроки их выполнения.
Руководство по изучению курса – структурная часть учебного курса, которая описывает последовательность и сроки изучения тем курса, последовательность и сроки выполнения тестовых контролей и заданий, а также требования к выполнению заданий.
СДО Московского Университета им. С.Ю. Витте – система дистанционного обучения Института.
Тьютор – преподаватель в системе дистанционного обучения.
Учебно-тематический план курса – структурная часть руководства по изучению курса (таблица), которая включает полный перечень изучаемых тем курса, полный перечень заданий и контрольных мероприятий, а также последовательность и сроки их изучения и выполнения.
Электронная дискуссия – обсуждение вопросов изучаемого курса несколькими студентами под руководством тьютора с использованием механизмов Интернет-форума.
Электронный учебный курс – структурированный гипертекстовый интерактивный учебник, включающий методический раздел, все необходимые лекционные и дополнительные материалы, а также материалы и средства для проведения контрольных мероприятий.
Электронный тест – часть электронного курса, предназначенная для автоматического контроля знаний, полученных студентом в процессе дистанционного обучения. Тесты могут быть использованы для проведения текущего, рубежного и итогового контрольных мероприятий.
Глоссарий eLearning в соответствии с ГОСТ Р 52653-2006
Автономное обучение (off-line learning) – обучение с помощью компьютера без подключения к информационно-телекоммуникационной сети.
База данных (database) – совокупность данных, организованных в соответствии с концептуальной структурой, описывающей характеристики этих данных и взаимоотношения между ними.
Гипермедиа (hypermedia) – представление данных в виде информационных блоков, соединенных гиперсвязями.
Примечание - Гиперсвязь представляет собой однонаправленное логическое соединение между двумя различными блоками данных в информационно-телекоммуникационной сети.
Данные (data) – представление информации в формализованном виде, пригодном для передачи, интерпретации или обработки.
[ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000, статья А.3.1]
Дистанционные образовательные технологии (distant learning technology) – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Документированная информация (documentary information) – зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить данную информацию или ее материальный носитель.
Защита информации; ЗИ (information security) – деятельность, направленная на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.
[ГОСТ Р 50922-96, статья 2 подраздела 2.1]
Информационная система (information system) – совокупность содержащейся в базах данных информации и информационных технологий, а также технических средств, обеспечивающих ее обработку.
Информационная технология (information tehnologi) – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления этих процессов и методов.
Информационно-коммуникационная система (information and communication system; ICS) – совокупность инженерного оборудования, предназначенного для комплексного управления технологическими процессами в зданиях и сооружениях образовательных учреждений с применением средств вычислительной техники и телекоммуникаций.
Информационно-коммуникационная технология (information and communication technology; ICT) – информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации.
Информационно-телекоммуникационная сеть (information telecommunication network) – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Примечание - Примером информационно-телекоммуникационной сети является сеть "Интернет".
Информация (informaftion) – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Примечание - В соответствии с определением, приведенным в ГОСТ Р ИСО 9000, информацией являются значимые данные.
Компьютер (computer) – техническое средство, способное выполнять множественные арифметические и логические операции на основе заданной программы и данных.
Примечание - Термин компьютер по смыслу близок к термину электронно-вычислительная машина (ЭВМ).
Конфиденциальность информации (confidential information) – обязательное требование для лица, получившего доступ к определенной информации, не передавать данную информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
Корпоративная информационная система (corporate information system) – информационная система, доступ к которой имеет ограниченный круг лиц, определенный ее владельцем или соглашением участников этой информационной системы.
Примечание - Круг лиц могут составлять граждане и/или юридические лица.
Медиа-средство (medium) – средство восприятия, отображения и/или хранения, передачи данных.
Метаданные (образовательного контента) (metadata) – информация об образовательном контенте, характеризующая его структуру и содержимое.
Примечание - Метаданные ЭОР содержат стандартизованную информацию, необходимую для поиска ЭОР посредством технологической системы обучения.
Мобильное обучение (mobile learning; m-learning) – электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося.
Мультимедиа (multimedia) – совместное использование нескольких медиа-средств.
Образовательный контент (learning content) – структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе.
Примечание - В электронном обучении образовательный контент является основой электронного образовательного ресурса.
Оператор информационной системы (information system operator) – лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе обработку информации, содержащейся в ее базах данных.
Открытое образование (open education) – система организационных, педагогических и информационных технологий, архитектурные и структурные решения в которой обеспечиваются применением действующих открытых (патентно свободных) стандартов на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, интероперабельности, стабильности, эффективности, удобства использования.
Программный продукт (software product) – программное обеспечение и соответствующая документация, предназначенные для поставки пользователю.
Примечание - В соответствии с определением, приведенным в ГОСТ Р ИСО 9126, программной продукцией является программный объект, предназначенный для поставки пользователю.
Сетевое обучение (on-line learning) – обучение с помощью информационно-телекоммуникационной сети.
Система управления обучением (learning management system; LMS) – информационная система, предназначенная для обеспечения административной и технической поддержки процессов, связанных с электронным обучением.
Система управления образовательным контентом (learning content management system; LCMS) – информационная система, используемая для создания, хранения, сбора и/или доставки образовательного контента.
Смешанное обучение (blended learning) – сочетание сетевого обучения с очным или автономным обучением.
Совместное обучение (collaborative learning) – образовательный процесс, в котором многочисленные участники взаимодействуют для достижения общей цели.
Технологическая система обучения (learning technology system) – система на основе информационных технологий, используемая для доставки образовательного контента и управления процессом электронного обучения.
Электронная цифровая подпись (electronic digital signature) – реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
Электронное обучение (e-learning) – обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Электронное сообщение (electronic message) – информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети.
Электронный документ (electronic document) – документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.
Электронный образовательный ресурс; ЭОР (electronic learning resource) – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.
Примечание - Электронный образовательный ресурс может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения.