![]() |
Особенности разработки электронного учебного контента в вузах |

Павел Каллиников
Электронный учебный контент — понятие широкое. Настолько широкое, что даже сужение его до понятия «электронный учебный курс», распространенного в практике
К примеру, говоря о «среднем по величине курсе», я подразумевал средний вузовский семестровый курс, общим объемом около 100 акад. часов, в то время как коллеги имели в виду курс на 5–10 часов (а то и меньше). Начав сравнивать другие параметры, цели и свойства электронных курсов, вузовских и корпоративных, я пришел к выводу, что это вообще два разных жанра электронного контента, которые похожи только на первый взгляд.
Есть и другие виды электронных учебных курсов, например, курсы для поддержки очных и заочных тренингов, курсы широкого профиля для коммерческой продажи на CD/DVD, курсы от вендоров типа «Основы фотошопа»
Описать особенности каждого вида разработки было бы полезно и увлекательно, но, наверное, это задача не одной статьи, а нескольких, и привлечь к написанию этих статей надо специалистов в каждом жанре.
Я же здесь попробую подробнее остановиться на одном виде электронного учебного контента — вузовском,
Особенность 1: объемы
Электронный курс, чтобы полностью, по Государственному образовательному стандарту (ГОСу), покрывать семестровую учебную дисциплину должен иметь объем текстовой части около 10 авторских листов или (с учетом дополнительных материалов, тестов, глоссария
Это означает объем только первоначальной работы — около 5 тыс. авторских листов, что превышает объем
Отсюда первый вывод: те, кто занимаются разработкой электронного контента в вузе, должны понимать, что им предстоит организовать настоящий издательский процесс — по всем правилам, с четким разделением
Особенность 2: время
Время смены ГОСов — 5 лет. Во время смены стандартов меняется 30–50% состава дисциплин в каждой специальности. А во времена, когда меняются общие подходы, как, например, сейчас, при переходе от «специалитета» к системе «бакалавриат — магистратура» степень сменяемости может быть еще выше. Добавим к этому естественное устаревание материалов курсов и стремительное моральное старение электронных издательских технологий и интерфейсов.
Таким образом, к первому пункту можно добавить следующий тезис: ваше электронное издательство — это не просто «разовое мероприятие», это всерьез и надолго,
Особенность 3: бюджет
Нет нужды говорить о том, что бюджет разработки электронного курса в банке или, например, в крупной телекоммуникационной компании и в вузе различаются. Хотя крупный престижный вуз мог бы себе позволить создать несколько электронных курсов с бюджетом банковского сектора, но если это делается — только для того, чтобы показать: «мы тоже умеем». На тех же объемах, о которых сказано в п. 1, держать бюджет корпоративного сектора просто нереально.
Вывод: надо учиться делать то же, что и корпоративные разработчики, но на порядок дешевле. Или — делать
К сожалению,
Такие решения нельзя называть приемлемыми, а их результат — достойным упоминания в контексте
Особенность 4: цели обучения
С одной стороны, первой и непосредственной целью любого обучения является передача учащемуся определенных знаний, выработка умений и навыков. Я сознательно говорю здесь о непосредственной цели,
Итак, знания, умения и навыки… Однако многое зависит от того, какие это знания, какие умения и какие навыки. Знание алфавита — это одно, а знания теоретической физики — другое. Умение продать товар или услугу — одно, а умение решать системы дифференциальных уравнений — другое. В каждом случае присутствуют свои дидактические приемы и свой подход к электронному контенту (его форме, структуре, подаче).
Ну, и если уж говорить по большому счету, у обучения в вузе есть своя сверхзадача — получение студентом высшего образования. Традиционно в русском языке под образованием понимают формирование полученных знаний в цельную структуру (образ), имеющую собственную ценность. Есть даже такое парадоксальное определение: высшее образование — это то, что остается, когда знания забываются.
Должен ли электронный курс учитывать вышесказанное? На мой взгляд, должен, но об этом — ниже.
Особенность 5: дидактика
Здесь мы касаемся области, лишь частично связанной с электронным контентом. Задачи дидактики электронного обучения влияют на разработку электронного контента, но не исчерпываются этой областью.
С одной стороны, в высшем образовании существуют свои, давно сложившиеся формы учебного процесса: «лекция — семинар — лабораторная работа — консультация — зачет — экзамен — защита». С другой стороны, именно электронное обучение предлагает изменить эти формы и/или наполнить их новым содержанием.
Логика традиционной дисциплины высшего образования не всегда соответствует (чаще — не соответствует) логике подачи материала в виде последовательности кадров (как это принято в корпоративном электронном обучении). Отчасти
Есть еще один подход, которого придерживаемся мы в своих электронных курсах. Это подход к структуре курса как к сетевой структуре. Основная идея этого подхода заключается в том, что традиционная иерархическая структура (рис. 1) вовсе не единственный путь студента к цели — усвоению материала курса. Более того, не всегда лучший. Структура типа «тема — тезис — субтезис» заменяется на структуру «сеть тезисов» (рис. 2) или «сеть семантических единиц» (рис. 3).
Рис. 1. Иерархическая структура курса (Т — тезис, СТ — субтезис)
Рис. 2. Сеть тезисов (Т — тезис, СТ — субтезис)

Рис. 3. Сеть семантических единиц (СЕ — семантическая единица)

Рис. 4. Структура курса с открытым контентом
В такой структуре можно придумать любое количество иерархий, произвольно назначив нужный узел сети корневым и разорвав ненужные связи. Такая структура легко может становиться открытой (рис. 4), встраиваясь в другие сети — сеть библиотеки других электронных курсов и сети внешних ресурсов знаний — таких как Википедия, картографические сервисы, другие общеобразовательные и специализированные энциклопедические ресурсы Интернета.
Возможно, дидактическая ценность этой модели построения контента многим покажется спорной
Представление курса в виде сетевой структуры тезисов — это особенность вузовского учебного контента. Несмотря на то, что идея эта относится к процессу познавательной деятельности вообще, вряд ли она может быть в таком виде использована в корпоративном обучении, где необходимо не столько понимание, сколько функция.
Особенность 6: представление материала
Главное в представлении материала вузовской дисциплины — показать ее структуру во всей полноте. При этом под структурой мы понимаем не только традиционную иерархию курса, но и сетевую структуру семантических связей (см. предыдущий пункт).
Возможностей для отображения структуры материала современные технологии предоставляют достаточно. Перечислим некоторые из них.
- Сам текст как таковой имеет структуру в силу структурности языка. Чем лучше автор владеет языком вообще и своим профессиональным языком в частности, чем лучше редактор курса выполнил свою работу, тем лучше структура курса.
- Традиционный гипертекст (в неумеренном количестве вреден).
- Применение дизайна страницы и элементов верстки для различного отображения разных уровней иерархии и разных структурно логических единиц курса (см. рис. 5).
- Всплывающие окна с материалом дополнительного (зависимого) характера.
- Раздвигающийся текст: контент поделен на уровни. В начале виден только верхний уровень, но по мере его усвоения учащийся производит действия, связанные с открытием нижних уровней текста, картинок,
мультимедиа-элементов и т.п. - Интерактивные элементы, показывающие новую порцию учебного материала после произведения учащимися того или иного действия, например, показ разных текстов при наезде мышью на разные части символической геометрической фигуры (рис. 8).
- Микроиконки (см. рис. 6, 7, 9) встроенные в текст курса. Мы называем этот прием «интерфейс, интегрированный в контент», хотя этот термин мог бы подойти и к вышеперечисленным способам отображения материала. Микроиконки удобно применять для обозначения гиперсвязей между разными семантическими единицами курса.
- Семантические «концентраторы» и «маршрутизаторы» (см. рис. 10–12). Позволим себе ввести такие термины по аналогии с сетевым оборудованием. Смысл таких способов отображения структуры состоит в концентрации сведений о семантике курса в компактной форме. Ниже приведены примеры.
Мультимедиа-элементы курса (в том случае, когда они являются не просто иллюстрациями, а сообщают информацию о связях, структуре):- анимированные оглавления и средства навигации;
- открывающаяся иерархия;
- всплывающие смысловые слои;
звуки-события и звуковое оформление операций над структурой курса (например, звук перелистывания страницы при входе в папку нижнего уровня и звук захлопывающейся книги при выходе из нее).
Рис. 5. Пример структурного дизайна (сайт htmlbook.ru)
Рис. 6. Тело электронного курса до «раздвижения» (фрагмент одного из электронных курсов библиотеки МИЭМП). Микроиконки формируют «интерфейс, интегрированный в контент»
Рис. 7. Тело электронного курса после «раздвижения», произошедшего после нажатия на микроиконку в виде «глаза»
Рис. 8. Пример интерактивного элемента из состава авторского приложения CourseLab (блог «Технологии
![]() |
![]() |
Рис. 10. Семантический «концентратор», аналог традиционного книжного понятия «указатель»
Рис. 11. Семантический «маршрутизатор», дополнительно адресует семантические единицы к внешним сервисам Интернета
Еще один тип семантического «концентратора» — «облако тэгов». Уместен на больших объемах контента, таких как библиотека электронных курсов.
Рис. 12. Семантический «концентратор» — «облако тэгов»
Особенность 7: технология разработки курса
Чтобы обеспечить низкий бюджет разработки курса и относительно малое время его создания при сохранении качества конечного результата необходимо применять специальные меры. Эти меры работают только при «массовом производстве», которое как раз и имеет место быть в вузе (см. п. 2). Перечислим их.
- Строгая стандартизация и нормализация контента (авторских материалов, методической составляющей, конечного продукта).
- Унификация дизайна, сведение его к нескольким шаблонам. Уход от дизайнерских задач в ходе разработки конкретного курса. Дизайн должен быть разработан для всей серии (библиотеки курсов). По возможности — уход от понятия «верстка курса» как геометрического расположения материалов курса на страницах (экранах).
- Максимальный уход от ручного труда на основе унификации и стандартизации.
- Четкая организация и формализация всех бизнес-процессов создания электронного контента.
- Организационная составляющая — подбор и обучения кадров, входящих в группу разработки контента, четкое распределение ролей, следование унифицированным бизнес процессам разработки контента.
В той или иной мере указанные меры можно применить, работая с любым средством авторской разработки курсов. Сравнение таких средств не входит в задачу настоящей статьи, однако отмечу, что для себя мы решили эти задачу кардинально, разработав собственное авторское средство, названное нами xBook, а также технологию разработки, на нем основанную. Эта технология позволяет наполнить конкретным содержанием один из пунктов предыдущего списка, связанный с максимальным уходом от ручного труда:
- отделение смысловой работы над контентом от процесса создания дизайна, процесса верстки и гипертекстовой разметки;
- сведение большинства этапов работы над контентом к его структурно-логической разметке с последующей компиляцией в конечное представление. Отказ от работ по дизайну и верстке контента как этапов работы над конкретным курсом, тестом. Выделение этих работ в работы по созданию соответствующих шаблонов — оформительских, навигационных и структурных;
- использование специальных инструментальных средств разработки контента, поддерживающих использование перечисленных выше принципов.
На рисунках, размещенных ниже, показан процесс работы над курсом в xBook (рис. 13) и фрагмент готового курса. (рис. 14).
Наверное, описанные семь особенностей разработки вузовского электронного учебного контента не исчерпывают проблемы, обозначенной в заголовке статьи, но, возможно, они приблизят читателя к сути и позволят специалистам избежать некоторых проблем при внедрении электронного обучения в вузах.
Статья подготовлена для электронного журнала интеренет сообщества e-Learning специалистов №1(4) за 2010 г.
http://elearningrus.ning.com/