Приемная комиссия Московского Университета им. С.Ю. Витте:
+7 (495) 5-000-363
ЦДОТ: +7 (495) 679-34-54

 

Дистанционное обучение

Ниже мы приводим часть одноименной статьи В.А. Богомолова опубликованной впервые: Educational Technology & Society 10(3) 2007. ISSN 1436-4522.

1) MOODLE - Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment.

  • Официальный сайт: www.moodle.org
  • Поддержка: IMS/SCORM спецификаций
  • Платформа: PHP, MySQL, PostgreSQL
  • Лицензия: GNU General Public License (GPL)
  • Поддержка русского языка: есть

Дизайн и разработка Moodle обусловлены особой философией обучения, которую можно вкратце назвать «педагогика социального конструкционизма» (social constructionist pedagogy) (рис. 1).

Рис. 1. Фрагмент сайта кафедры информатики и прикладной математики КГТУ

Рис. 1. Фрагмент сайта кафедры информатики и прикладной математики КГТУ


Конструктивизм

Люди «конструируют» для себя новые знания в процессе взаимодействия с окружающим миром. 

Все, что вы читаете, видите, слышите, ощущаете и трогаете, сравнивается с ранее полученным знанием. Если это как-то с вашим знанием соотносится, могут быть достроены новые фрагменты знания, которые и останутся с вами. Знание укрепляется, если его удается успешно применять и в других ситуациях. Вы не просто хранилище памяти, пассивно впитывающее информацию, и знание не может быть получено непосредственно чтением или прослушиванием. 

Это не значит, что Вы не можете узнать что-либо, прочитав веб-страницу или прослушав лекцию. Конечно, можете. При обучении имеет место в большей мере интерпретация, нежели простая передача информации от одного к другому.


Конструкционизм

Конструкционизм утверждает, что обучение особенно эффективно, когда учащийся в процессе обучения формирует что-то для других. Это может быть что угодно, от высказывания утверждения или написания сообщения в интернет до более комплексных произведений, таких как картина, дом или пакет программ. 

Например, вы можете прочесть эту страницу несколько раз, и все равно назавтра ничего не помнить. Но если Вы попытаетесь объяснить эти идеи кому-нибудь другому своими словами или изготовить слайд-презентацию, объясняющую эти концепции, Вы лучше поймете их и лучше интегрируете в свои собственные идеи. Вот почему люди делают конспекты во время лекций, даже если никогда не читают их потом.


Социальный конструктивизм

Это понятие расширяет вышепредставленные идеи до группы, члены которой формируют что-то для других, работая совместно, и создавая тем самым «малую культуру» разделяемых участниками группы предметов и смыслов. Когда кто-то погружается в подобную культуру, он попадает в непрерывный и многоплановый процесс обучения тому, как «быть» в этой культуре. 

Возьмем в качестве простого примера такой объект, как чашка. Этот предмет может использоваться дле тысячи разных целей, но его форма сама по себе уже дает некоторого рода «знание» об удержании жидкостей. Более сложный пример — онлайн-курс. Здесь не только «формы» инструментария указывают на то, как должен работать такой курс, но и тексты, созданные группой, и сама происходящая деятельность в целом будут помогать формированию того, как каждый участник курса действует внутри группы.


Вовлеченное и отвлеченное

Эта концепция — чуть более глубокое исследование мотивации поведения участников в дискуссиях. «Отвлеченное» поведение — это когда кто-то старается оставаться «объективным» и «опираться на факты». Он имеет склонность защищать собственные соображения, используя логику для нахождения слабых мест в суждениях оппонента. «Вовлеченное» поведение представляет собой более эмоциональный подход, допускающий субъективность. При этом человек старается слушать и задавать вопросы для понимания других точек зрения. «Сконструированное» поведение — это когда человек способен использовать оба подхода, и выбирает какой-либо из них в зависимости от текущей ситуации. 

В целом, здоровое количество вовлеченного поведения внутри сообщества учащихся — это мощный стимул к обучению, поскольку оно не только объединяет людей, но и способствует возникновению более глубоких реакций и переоценке ранее сформировавшихся убеждений.


Заключение

Обдумывание этих вопросов поможет больше обращать внимание на то, какой опыт мог бы быть полезен для учебы с точки зрения учащегося, и меньше зацикливаться на обычной публикации материалов, которыми ученики должны овладеть, и последующем проставлении оценок. Также это поможет понять, как каждый участник курса может быть столь же учителем, сколь и учащимся. Как учитель, вы сможете перестать быть просто «источником знаний» и превратитесь во вдохновителя, ролевую модель культуры класса, связываясь с учащимися в индивидуальном порядке и работая с их личными потребностями, одновременно с этим направляя дискуссии и деятельность всей группы учащихся к достижению ваших общих учебных целей. 

Безусловно, Moodle не навязывает такой тип поведения, но все же именно этот тип поведения Moodle поддерживает лучше всего. Это то, на что Moodle нацелен. В будущем, по мере стабилизации технической инфраструктуры Moodle, дальнейшие нововведения в области «педагогической поддержки» станут основным направлением в развитии системы Moodle.

2) Claroline

  • Официальный сайт: www.claroline.net
  • Текущая версия: 1.8.4
  • Поддержка: IMS/SCORM спецификаций
  • Языки приложения: PHP, JAVA
  • СУБД: MySQL
  • Лицензия: GNU General Public License (GPL) 
  • Поддержка русского языка: есть
  • Демонстрационный сайт: http://demo.opensourcecms.com/claroline/
  • Логин/пароль: admin/demo

Приложение было создано в Бельгии в Институте педагогики и мультимедиа католического университета в Лувене (рис. 2).

Рис. 2. Фрагмент сайта

Рис. 2. Фрагмент сайта

3) Dokeos

  • Официальный сайт: www.dokeos.com 
  • Поддержка: IMS/SCORM 
  • Платформа: PHP, MySQL
  • Лицензия: GNU General Public License (GPL)
  • Поддержка русского языка: есть
  • Демонстрационный сайт: http://demo.opensourcecms.com/dokeos/
  • Логин/пароль: admin/demo

Платформа построения сайтов дистанционного обучения, основанная на ветке (fork) Claroline (версии 1.4.2.). Ветка представляет собой клон свободно распространяемого программного продукта, созданный с целью изменить приложение-оригинал в том или ином направлении.

Dokeos — результат работы некоторых членов первоначальной команды разработчиков Claroline, которые задумали:

— изменить ориентацию приложения. Теперь оно подойдет скорее организациям, чем университетам. Дело в том, что Claroline прекрасно адаптирована для университетской среды, что выражается в поддержке большого количества учеников и курсов. Dokeos, как нам кажется, больше ориентирован на профессиональную клиентуру, например, на персонал предприятия;

— организовать (скорее, выставить на продажу) набор дополнительных сервисов для платформы. Название Dokeos относится как к приложению, так и к сообществу, которое предлагает набор различных сервисов к платформе: хостинг, интегрирование контента, разработка дополнительных модулей, техническая поддержка и т.д. 

Dokeos бесплатен, поскольку лицензия Claroline (GNU/GPL) предполагает, что ветки подпадают под ту же лицензию. Поскольку ветка была выделена недавно, оба приложения сейчас относительно похожи друг на друга, хотя некоторые различия в эргономике, построении интерфейса, функционале уже начинают проявляться.

Примером реализации Dokeos можно назвать сайт Университета г. Гент. www.ugent.be/en (рис. 3).

Рис. 3. Фрагмент сайта

Рис. 3. Фрагмент сайта

4) ATutor

  • Официальный сайт: www.atutor.ca 
  • Поддержка: IMS/SCORM 
  • Текущая версия: 1.5.2
  • Языки приложения: PHP, JAVA
  • СУБД: MySQL
  • Лицензия: GNU General Public License (GPL)
  • Поддержка русского языка: есть
  • Демонстрационный сайт: http://www.atutor.ca/atutor/demo/login.php
  • Логин/пароль: demo/demo

Система создана канадскими разработчиками. Включает в себя весь необходимый e-learning-инструментарий. Есть русскоязычная версия (рис. 4).

Рис. 4. Фрагмент сайта

Рис. 4. Фрагмент сайта

5) ILIAS

  • Официальный сайт: www.ilias.de/ios/index-e.html#ilias (рис. 5)
  • Поддержка: IMS/SCORM 
  • Текущая версия: 3.8.0
  • Языки приложения: PHP
  • СУБД: MySQL
  • Лицензия: GNU General Public License (GPL)
  • Поддержка русского языка: есть

Рис. 5. Фрагмент сайта

Рис. 5. Фрагмент сайта

6) SAKAI 

  • Официальный сайт: http://www.sakaiproject.org/ (рис. 6)
  • Поддержка: IMS/SCORM 
  • Платформа: JAVA
  • СУБД: MySQL, Oracle, hsqldb
  • Лицензия: GNU General Public License (GPL)
  • Поддержка русского языка: есть

Рис. 6. Фрагмент сайта

Рис. 6. Фрагмент сайта

7) LAMS

Спецификация IMS Learning Design была подготовлена в 2003 году. В ее основу положены результаты работы Открытого университета Нидерландов (Open University of the Netherlands — OUNL) по языку образовательного моделирования «Educational Modelling Language» (EML), при помощи которого описывается «метамодель» разработки учебного процесса. 

На основе данной спецификации была создана «Система управления последовательностью учебных действий» Learning Activity Management System (LAMS). LAMS предоставляет преподавателям визуальные средства для разработки структуры учебного процесса, позволяющие задавать последовательность видов учебной деятельности. 

LAMS представляет собой революционно новое приложение для создания и управления электронными образовательными ресурсами. Она предоставляет преподавателю интуитивно понятный интерфейс для создания образовательного контента, который может включать в себя различные индивидуальные задания, задания для групповой работы и фронтальную работу с группой обучаемых.

8) OLAT

  • Официальный сайт: http://www.olat.org
  • Текущая версия: 5.1.3
  • Стандарты: SCORM/IMS (IMS Content Packaging, IMS QTI)
  • Языки приложения: Java
  • СУБД: MySQL, PostgreSQL
  • Лицензия: GNU General Public License (GPL) 
  • Поддержка русского языка: есть
  • Демонстрационный сайт: http://demo.olat.org (рис. 7)

Разработка системы началась еще в 1999 году в Цюрихском университете (Швейцария) , где она является основной образовательной платформой электронного обучения.

Рис. 7. Фрагмент сайта

Рис. 7. Фрагмент сайта

9) OpenACS

  • Официальный сайт: http://openacs.org
  • Текущая версия: 5.3.1 
  • СУБД: ORACLE
  • Лицензия: GNU General Public License (GPL) 
  • Поддержка русского языка: есть

Open Architecture Community System — это система для разработки масштабируемых, переносимых образовательных ресурсов. Она является основой для многих компаний и университетов, занимающихся использованием технологий электронного обучения.

10) LRN 

На сайте предлагается возможность загрузить LiveCD, чтобы попробовать систему локально на домашнем компьютере.

11) COSE

12) LON-CAPA

13) ELEDGE

  • Официальный сайт: http://eledge.sourceforge.net/
  • Разработчик: University of Utah 
  • Текущая версия: 3.1.0
  • Языки приложения: Java
  • СУБД: MySQL

Не обновляется с 2003 г.

14) Colloquia

  • Официальный сайт: http://www.colloquia.net/ (рис. 8) 
  • Текущая версия: 1.4.3
  • Языки приложения: JAVA
  • Поддержка русского языка: нет

Рис. 8. Фрагмент сайта

Рис. 8. Фрагмент сайта

15) OpenLMS

  • Официальный сайт: http://openlms.sourceforge.net (рис. 9)
  • Текущая версия: 5.3.0
  • Стандарты: Scorm, Dublin Core, AICC
  • Языки приложения: 
  • СУБД: 
  • Лицензия: GNU General Public License (GPL) 
  • Поддержка русского языка: нет
  • Другие языки: английский и норвежский

Рис. 9. Фрагмент сайта

Рис. 9. Фрагмент сайта

16) The Manhattan Virtual Classroom 

  • Официальный сайт: http://manhattan.sourceforge.net
  • Текущая версия: 3.2.0
  • Стандарты: Scorm, Dublin Core, AICC
  • Лицензия: GNU General Public License (GPL) 
  • Поддержка русского языка: нет

Около 10 языковых модулей. Русского языка нет.

17) DodeboLMS

  • Разработчик: DodeboLMS 
  • Официальный сайт: http://www.docebolms.org
  • Язык приложения PHP 
  • СУБД: MySQL 
  • Последняя версия: DoceboLMS 2.0.4 
  • Демонстрационный сайт: http://demo.opensourcecms.com/docebolms/
  • Логин/пароль: admin/demo

18) Acollab

Сравнительная таблица

MOODLE
LAMS
Sakai
ATutor
Claroline
Dokeos
OLAT
OpenACS
ILIAS
SCORM
+
-
+
+
+
+
+
-
+
IMS
+
-
+
+
+
+
+
-
-
Языки приложения
PHP
Java
Java
PHP
PHP
PHP
Java
PHP
СУБД
MySQL
MySQL
MySQL, Oracle, hsqldb
MySQL
MySQL
MySQL
MySQL, PostgreSQL
Oracle, PostgreSQL
MySQL
Лицензии
GNU/GPL
GNU/GPL
GNU/GPL
GNU/GPL
GNU/GPL
GNU/GPL
GNU/GPL
GNU/GPL
GNU/GPL
Русский язык
+
-
+
+
+
+
+
+
+
Другие языки
>54
20
28
>50
36
38
34
35
43
Система проверки знаний
тесты, задания, семинары, активность на форумах
тесты
тесты, задания, активность на форумах
тесты
тесты, упражнения
тесты
тесты, задания
тесты
тесты
Демонстра- ционный сервер
+
+
-
+
+
+
+
-
-

Источник информации

Главная | О проекте | E-learning | Центр | Обучение | Цены | Глоссарий | Карта сайта

Поступи прямо сейчас

ПОИСК В ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ

 

Менеджер ДО [E-Mail: info@e-college.ru]  E-Mail:  [email protected]
     
Быстрая связь [Quick Send: Быстрая связь] Quick Send:  Быстрая связь
     

Спасибо за возможность бесплатно изучать множество полезных дисциплин
   Л.М. Берг, Фергана

Вы впервые на нашем сайте? Начните знакомство с ним отсюда!

Дистанционное обучение, дистанционное образование, электронное обучение, e-Learning — за этими терминами скрывается не просто модная тенденция в образовании. Современные информационные технологии позволяют в корне изменить процесс передачи знаний, сделать его более гибким, насыщенным, удобным для обучающегося. Дистанционное обучение — это обучение в удобное время, в удобном месте, в удобном темпе.

Наш сайт посвящен дистанционному обучению в Московском Университете им. С.Ю. Витте. Мы предлагаем услуги дистанционного обучения по нескольким программам высшего образования (включая второе высшее образование, cокращенную образовательную программу обучения студентов после среднего специального профильного образования и программу приема на старшие курсы), дополнительного образования, реализуем дистанционное корпоративное обучение. Наши ключевые конкурентные преимущества — отличное качество и методическая отточенность электронных учебных курсов, заботливая тьюторская и административная поддержка процесса обучения, процедура поступления, не требующая приезда в институт, привлекательные цены, а на выходе — диплом государственного образца!

Важные ссылки