![]() |
Обзор бесплатных систем управления обучением |

Ниже мы приводим часть одноименной статьи В.А. Богомолова опубликованной впервые: Educational Technology & Society 10(3) 2007. ISSN 1436-4522.
1) MOODLE - Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment.
- Официальный сайт: www.moodle.org
- Поддержка: IMS/SCORM спецификаций
- Платформа: PHP, MySQL, PostgreSQL
- Лицензия: GNU General Public License (GPL)
- Поддержка русского языка: есть
Дизайн и разработка Moodle обусловлены особой философией обучения, которую можно вкратце назвать «педагогика социального конструкционизма» (social constructionist pedagogy) (рис. 1).
Рис. 1. Фрагмент сайта кафедры информатики и прикладной математики КГТУ
Конструктивизм
Люди «конструируют» для себя новые знания в процессе взаимодействия с окружающим миром.
Все, что вы читаете, видите, слышите, ощущаете и трогаете, сравнивается с ранее полученным знанием. Если это
Это не значит, что Вы не можете узнать
Конструкционизм
Конструкционизм утверждает, что обучение особенно эффективно, когда учащийся в процессе обучения формирует
Например, вы можете прочесть эту страницу несколько раз, и все равно назавтра ничего не помнить. Но если Вы попытаетесь объяснить эти идеи
Социальный конструктивизм
Это понятие расширяет вышепредставленные идеи до группы, члены которой формируют
Возьмем в качестве простого примера такой объект, как чашка. Этот предмет может использоваться дле тысячи разных целей, но его форма сама по себе уже дает некоторого рода «знание» об удержании жидкостей. Более сложный пример —
Вовлеченное и отвлеченное
Эта концепция — чуть более глубокое исследование мотивации поведения участников в дискуссиях. «Отвлеченное» поведение — это когда
В целом, здоровое количество вовлеченного поведения внутри сообщества учащихся — это мощный стимул к обучению, поскольку оно не только объединяет людей, но и способствует возникновению более глубоких реакций и переоценке ранее сформировавшихся убеждений.
Заключение
Обдумывание этих вопросов поможет больше обращать внимание на то, какой опыт мог бы быть полезен для учебы с точки зрения учащегося, и меньше зацикливаться на обычной публикации материалов, которыми ученики должны овладеть, и последующем проставлении оценок. Также это поможет понять, как каждый участник курса может быть столь же учителем, сколь и учащимся. Как учитель, вы сможете перестать быть просто «источником знаний» и превратитесь во вдохновителя, ролевую модель культуры класса, связываясь с учащимися в индивидуальном порядке и работая с их личными потребностями, одновременно с этим направляя дискуссии и деятельность всей группы учащихся к достижению ваших общих учебных целей.
Безусловно, Moodle не навязывает такой тип поведения, но все же именно этот тип поведения Moodle поддерживает лучше всего. Это то, на что Moodle нацелен. В будущем, по мере стабилизации технической инфраструктуры Moodle, дальнейшие нововведения в области «педагогической поддержки» станут основным направлением в развитии системы Moodle.
2) Claroline
- Официальный сайт: www.claroline.net
- Текущая версия: 1.8.4
- Поддержка: IMS/SCORM спецификаций
- Языки приложения: PHP, JAVA
- СУБД: MySQL
- Лицензия: GNU General Public License (GPL)
- Поддержка русского языка: есть
- Демонстрационный сайт: http://demo.opensourcecms.com/claroline/
- Логин/пароль: admin/demo
Приложение было создано в Бельгии в Институте педагогики и мультимедиа католического университета в Лувене (рис. 2).
Рис. 2. Фрагмент сайта
3) Dokeos
- Официальный сайт: www.dokeos.com
- Поддержка: IMS/SCORM
- Платформа: PHP, MySQL
- Лицензия: GNU General Public License (GPL)
- Поддержка русского языка: есть
- Демонстрационный сайт: http://demo.opensourcecms.com/dokeos/
- Логин/пароль: admin/demo
Платформа построения сайтов дистанционного обучения, основанная на ветке (fork) Claroline (версии 1.4.2.). Ветка представляет собой клон свободно распространяемого программного продукта, созданный с целью изменить
Dokeos — результат работы некоторых членов первоначальной команды разработчиков Claroline, которые задумали:
— изменить ориентацию приложения. Теперь оно подойдет скорее организациям, чем университетам. Дело в том, что Claroline прекрасно адаптирована для университетской среды, что выражается в поддержке большого количества учеников и курсов. Dokeos, как нам кажется, больше ориентирован на профессиональную клиентуру, например, на персонал предприятия;
— организовать (скорее, выставить на продажу) набор дополнительных сервисов для платформы. Название Dokeos относится как к приложению, так и к сообществу, которое предлагает набор различных сервисов к платформе: хостинг, интегрирование контента, разработка дополнительных модулей, техническая поддержка
Dokeos бесплатен, поскольку лицензия Claroline (GNU/GPL) предполагает, что ветки подпадают под ту же лицензию. Поскольку ветка была выделена недавно, оба приложения сейчас относительно похожи друг на друга, хотя некоторые различия в эргономике, построении интерфейса, функционале уже начинают проявляться.
Примером реализации Dokeos можно назвать сайт Университета г. Гент. www.ugent.be/en (рис. 3).
Рис. 3. Фрагмент сайта
4) ATutor
- Официальный сайт: www.atutor.ca
- Поддержка: IMS/SCORM
- Текущая версия: 1.5.2
- Языки приложения: PHP, JAVA
- СУБД: MySQL
- Лицензия: GNU General Public License (GPL)
- Поддержка русского языка: есть
- Демонстрационный сайт: http://www.atutor.ca/atutor/demo/login.php
- Логин/пароль: demo/demo
Система создана канадскими разработчиками. Включает в себя весь необходимый
Рис. 4. Фрагмент сайта
5) ILIAS
- Официальный сайт: www.ilias.de/ios/
index-e .html#ilias (рис. 5) - Поддержка: IMS/SCORM
- Текущая версия: 3.8.0
- Языки приложения: PHP
- СУБД: MySQL
- Лицензия: GNU General Public License (GPL)
- Поддержка русского языка: есть
Рис. 5. Фрагмент сайта
6) SAKAI
- Официальный сайт: http://www.sakaiproject.org/ (рис. 6)
- Поддержка: IMS/SCORM
- Платформа: JAVA
- СУБД: MySQL, Oracle, hsqldb
- Лицензия: GNU General Public License (GPL)
- Поддержка русского языка: есть
Рис. 6. Фрагмент сайта
7) LAMS
- Официальный сайт: http://www.lamscommunity.org
- Текущая версия: 2
- Языки приложения: Java
- СУБД: MySQL
- Лицензия: GNU General Public License (GPL)
- Поддержка русского языка: нет
- Демонстрационный сайт: http://lamsinternational.com/demo/intro_to_lams.html
Спецификация IMS Learning Design была подготовлена в 2003 году. В ее основу положены результаты работы Открытого университета Нидерландов (Open University of the Netherlands — OUNL) по языку образовательного моделирования «Educational Modelling Language» (EML), при помощи которого описывается «метамодель» разработки учебного процесса.
На основе данной спецификации была создана «Система управления последовательностью учебных действий» Learning Activity Management System (LAMS). LAMS предоставляет преподавателям визуальные средства для разработки структуры учебного процесса, позволяющие задавать последовательность видов учебной деятельности.
LAMS представляет собой революционно новое приложение для создания и управления электронными образовательными ресурсами. Она предоставляет преподавателю интуитивно понятный интерфейс для создания образовательного контента, который может включать в себя различные индивидуальные задания, задания для групповой работы и фронтальную работу с группой обучаемых.
8) OLAT
- Официальный сайт: http://www.olat.org
- Текущая версия: 5.1.3
- Стандарты: SCORM/IMS (IMS Content Packaging, IMS QTI)
- Языки приложения: Java
- СУБД: MySQL, PostgreSQL
- Лицензия: GNU General Public License (GPL)
- Поддержка русского языка: есть
- Демонстрационный сайт: http://demo.olat.org (рис. 7)
Разработка системы началась еще в 1999 году в Цюрихском университете (Швейцария) , где она является основной образовательной платформой электронного обучения.
Рис. 7. Фрагмент сайта
9) OpenACS
- Официальный сайт: http://openacs.org
- Текущая версия: 5.3.1
- СУБД: ORACLE
- Лицензия: GNU General Public License (GPL)
- Поддержка русского языка: есть
Open Architecture Community System — это система для разработки масштабируемых, переносимых образовательных ресурсов. Она является основой для многих компаний и университетов, занимающихся использованием технологий электронного обучения.
10) LRN
- Официальный сайт: http://dotlrn.org
- Текущая версия: 2.2.1
- СУБД: ORACLE
- Скачать LiveCD: http://
e-lane .org/pub/knoppix-elane_EN_ 2005-10-12 .iso - Поддержка русского языка: есть
На сайте предлагается возможность загрузить LiveCD, чтобы попробовать систему локально на домашнем компьютере.
11) COSE
- Официальный сайт: http://www.staffs.ac.uk/COSE/
- Текущая версия: 2.1
- Языки приложения: PERL, JAVA
12) LON-CAPA
- http://www.
lon-capa .org/ - Существует возможность установки через репозитарий: для FC6 http://install.loncapa.org/versions/fedora/6/FC6_loncapa_yum.conf
- Языки приложения: PERL
13) ELEDGE
- Официальный сайт: http://eledge.sourceforge.net/
- Разработчик: University of Utah
- Текущая версия: 3.1.0
- Языки приложения: Java
- СУБД: MySQL
Не обновляется с 2003 г.
14) Colloquia
- Официальный сайт: http://www.colloquia.net/ (рис. 8)
- Текущая версия: 1.4.3
- Языки приложения: JAVA
- Поддержка русского языка: нет
Рис. 8. Фрагмент сайта
15) OpenLMS
- Официальный сайт: http://openlms.sourceforge.net (рис. 9)
- Текущая версия: 5.3.0
- Стандарты: Scorm, Dublin Core, AICC
- Языки приложения:
- СУБД:
- Лицензия: GNU General Public License (GPL)
- Поддержка русского языка: нет
- Другие языки: английский и норвежский
Рис. 9. Фрагмент сайта
16) The Manhattan Virtual Classroom
- Официальный сайт: http://manhattan.sourceforge.net
- Текущая версия: 3.2.0
- Стандарты: Scorm, Dublin Core, AICC
- Лицензия: GNU General Public License (GPL)
- Поддержка русского языка: нет
Около 10 языковых модулей. Русского языка нет.
17) DodeboLMS
- Разработчик: DodeboLMS
- Официальный сайт: http://www.docebolms.org
- Язык приложения PHP
- СУБД: MySQL
- Последняя версия: DoceboLMS 2.0.4
- Демонстрационный сайт: http://demo.opensourcecms.com/docebolms/
- Логин/пароль: admin/demo
18) Acollab
- Официальный сайт: http://www.atutor.ca/acollab/
- Скачать последний релиз: Acollab 1.2
- Демонстрационный сайт: http://www.atutor.ca/acollab/ACollab/sign_in.php
- Логин/пароль: group_admin/group_admin
Сравнительная таблица
MOODLE |
LAMS |
Sakai |
ATutor |
Claroline |
Dokeos |
OLAT |
OpenACS |
ILIAS |
|
SCORM | + |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
IMS | + |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
Языки приложения | PHP |
Java |
Java |
PHP |
PHP |
PHP |
Java |
PHP |
|
СУБД | MySQL |
MySQL |
MySQL, Oracle, hsqldb |
MySQL |
MySQL |
MySQL |
MySQL, PostgreSQL |
Oracle, PostgreSQL |
MySQL |
Лицензии | GNU/GPL |
GNU/GPL |
GNU/GPL |
GNU/GPL |
GNU/GPL |
GNU/GPL |
GNU/GPL |
GNU/GPL |
GNU/GPL |
Русский язык | + |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Другие языки | >54 |
20 |
28 |
>50 |
36 |
38 |
34 |
35 |
43 |
Система проверки знаний | тесты, задания, семинары, активность на форумах |
тесты |
тесты, задания, активность на форумах |
тесты |
тесты, упражнения |
тесты |
тесты, задания |
тесты |
тесты |
Демонстра- ционный сервер | + |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |